Исходные данные: иду работать в школу, гимназию. На кой ляд мне это сдалось - хочу попробовать, люблю работать с детьми, хорошо (ттт) нахожу с ними общий язык, люблю китайский до одури, но главное - некий вызов и любопытство - а у меня получится? хочу проверить себя) Изначальный договор - три месяца, замена преподавателю, уехавшему на стажировку в Китай.
Итак, задача: придумать первый урок по китайскому языку. Чтоб было интересно, познавательно и при этом у меня была возможность познакомиться с классом и хоть немного понять уровень знаний у ребят. Характеристики классов не радуют, со слов предыдущего преподавателя сложилась такая картина:
* 11 класс (одна группа) - под названием "я его слепила из того, что было". В эту группу по китайскому запихнули всех ребят без оглядки на их знания и желания. В прошлом году у них вел китаец, в следствие этого у ребят пропал интерес к языку, упала посещаемость, с дисциплиной полный треш. Большая часть группы возненавидела китайский, оставшейся части по барабану. Многие не уменют читать pinyin (транскрипцию). Уровень знания низкий, но при этом надо начать с середины учебника для подготовки к экзамену третьего, Карл, третьего! уровня (чтоб примерно оценить - предполагается, что учащийся, сдавший третий уровень международного экзамена по китайскому языку, может свободно общаться на бытовые темы - рассказать о себе, семье, хобби, совершить покупку в магазине, посетить врача, спросить дорогу и тд). Еще один "бонус" - в этой же группе есть звездочка - девочка, которая серьезно занимается китайским вне школы и, скорее всего, займет нынче призовое место на городской олимпиаде. Задача, которую передо мной ставит предыдущий педагог - довести ребят к весне до полноценного третьего уровня (все уже как бы забыли, что уговор был изначальный на три месяца моей работы в школе, да?) плюс не забыть прокачать к олимпиаде девочку-умничку Мне кажется, учитель с облегчением выдохнул, спихнув на меня эту группу.
*10 класс (три класса) - в прошлом году вся параллель сдала экзамен на второй уровень, необходимо начать подготовку к третьему уровню. То есть учебник, как у 11-ого класса, но не с середины, а с начала. Педагог охарактеризовал ребят как "наименее проблемных", есть много девочек-отличниц (куда делись все умные парни?). Задача - повторить грамматику, слова и потихоньку выезжать к учебнику третьего уровня.
*9 класс (пять классов) - цитата: "параллель лоботрясов", уже прям радует, да? Опять же со слов учителя - "хорошие, но глупые", с натяжкой сдали в этом году 1 уровень (примерно 150 базовых иероглифов и самые зачатки грамматики). Задача - начать готовить ребят по учебнику второго уровня.
Ну и вишенка на торте, как без нее - на мой резонный вопрос, как учитель оценивал и контролировал знания подопечных, педагог сказал (могу ошибаться, но по-моему это было сказано не без гордости): "а я не делаю контрольных, и домашки у меня тоже нет" А тут пришла значит я "со своим уставом", у меня - обязательная домашка (в пределах разумного, конечно, примерно на 15-20 минут, но обязательная), периодические контроли на 5-10 минут, в виде тестов, опросов, игр, но тем не менее контроли. При нагрузке два часа китайкого в неделю (это 1,5 часа получается) выучить язык без постоянных повторений нереально. Ну или я просто не знаю такого волшебного метода.
Скорее всего начало моих занятий выпадет на первые же числа сентября, прям вот
Примерно, что пока придумалось:
*обязательно надо представиться, кратко рассказать о себе
*затем хотелось бы познакомиться с классом, всех не запомню, это анреал, но хоть кого-то, как это сделать? Есть мысль попросить каждого сказать на китайском одно-два предложения про соседа по парте. Но тут я в раздумьях, все зависит от класса.
*никаких контролей и проверок в первую неделю, как прощупать детей на знания? нужна скорее всего какая-то игра. Вариант 1 - рассказать почему я люблю/не люблю китайский язык (2-3 предложения), но тут я прям содрогаюсь от мысли, что я в ответ от 11ого класса получу. Вариант 2 - представить себя на месте турагента, рассказать о месте, где отдыхал летом, сделать рекламу/антирекламу этого места. Даже если отдыхал дома. Но не знаю, подойдет ли уровень знаний ребят для такого. Еще надо не забыть, что после лета все приходят как "белый лист" - китайский? не, не слышал. Может быть дать какие-то заготовки на экран.
*рассказать план действий, познакомить с учебником, рассказать, какие темы мы затронем в процессе уроков, что будем уметь
*рассказать свои требования - вот тут надо очень аккуратно. Обосновать необходимость контролей и домашнего задания, порекомендовать завести блокнот для записи грамматики. Как вариант, оценка за контроль - по желанию, выполнение домашнего задания по желанию. Это мне прям очень не нравится, но не знаю, есть ли выбор. Если б вам в старших классах сказали: "вот вам домашка, можете делать, а можете не делать" вы бы делали? вряд ли, почти весь класс дружно бы об этом забыл сразу же после звонка.
*поговорить о Китае - надо ли это детям, которые уже давно варятся в этой "китайской" атмосфере? может быть что-то интересное рассказать...Например, как живут школьники в Китае, сделать презенташку. Кто-то из ребят уже точно был в Китае, потому как гимназия каждый год отправляет лучших учеников в летнюю школу в Китай. Обсудить, что понравилось/не понравилось/шокировало/вдохновило в Китае.
Пока такие общие мысли, а время утекает, пора браться за детальную проработку плана...